УФСИН России по Забайкальскому краю

История уголовно-исполнительной системы Забайкальского края

На территории Забайкальского края органом, осуществляющим исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также наказаний, не связанных с лишением свободы (в виде исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью), является Управление ФСИН России по Забайкальскому краю. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России подведомственна Министерству юстиции России. С середины XVII в., практически с началом освоения восточных земель русскими казаками-первопроходцами, Забайкалье стало местом, куда ссылались для отбывания наказания уголовные и политические преступники из центральных областей России. Это объяснялось значительной удаленностью Забайкалья, суровостью климата и необходимостью использования труда ссыльнопоселенцев и каторжан на серебросвинцовых заводах и золотоносных приисках. Строительство тюрем способствовало созданию инфраструктуры, связанной с их содержанием, охраной и обслуживанием, что вело к образованию и росту возле тюрем гражданских поселений.

Согласно Соборному уложению 1649 г. вопросы строительства и содержания тюрем на местах вверялись губным старостам, которым вменялось "тюрьмы и тюремных стрелков осматривать почасту, чтобы тюрьмы были крепки и у тюремных бы сидельцев ничего не было, чем им сие тюрьмы вырезатися". Таким образом, четко определялась цель тюремного заключения - обеспечение изоляции преступников, недопущение измены тюремной стражи и совершения арестантами побегов.


Уголовные нормы Соборного уложения 1649 г. и Артикула Воинского 1715 г., несмотря на их архаизм, широко применялись вплоть до издания в 1832 году императорского Свода законов. В середине XVIII в. большую роль для Российской Империи стал играть Нерчинский горный округ, на заводах, рудниках и золотых приисках которого работало свыше 29 тыс. приписных крестьян мужского пола, 5600 человек мастерового люда и около 5400 ссыльнокаторжан. 11 июля 1851 г. Указом Николая I была создана Забайкальская область, которая просуществовала до февральской революции 1917 г. Управление областью было возложено на военного губернатора, который подчинялся непосредственно генерал-губернатору и Главному Управлению Восточной Сибири. Первым военным губернатором Забайкальской области был назначен генерал-майор И.И. Запольский, он же был командующим войсками и наказным атаманом. Всего Забайкальской областью руководило последовательно 17 военных губернаторов. Военные генерал-губернаторы управляли тюрьмами вплоть до создания на государственном уровне центрального управленческого органа, в ведение которого передавались все места заключения. 

В 1869 г. было создано управление Нерчинской каторгой с передачей каторжан в ведение Кабинета Его Императорского Величества и Министерства внутренних дел. Управление каторгой возлагалось на Военного губернатора Забайкальской области с предоставлением ему права определять штатную численность надзирателей и размеры денежного содержания в пределах отпускаемых казной сумм. Начальник Нерчинской каторги при наложении на ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев взысканий и наказаний наделялся правами тюремного инспектора . 

Управление Нерчинской каторги располагалось в Нерчинском Заводе, а затем переведено в Читу. Каторга делилась в административном отношении на три района: Зерентуйский, Алгачинский и Карийский. В Зерентуйском районе числились тюрьмы: Зерентуйская каторжная, Кадаинская каторжная, Мальцевская каторжная и Кутомарская каторжная; в Алгачинском - Алгачинская каторжная тюрьма, Покровская и Александровская богадельни, Акатуевская тюрьма для государственных преступников; в Карийском - Усть-Карская. 

В 1879 г. в Санкт-Петербурге Величайшим указом Александра II было образовано Главное тюремное управление (ГТУ) в составе МВД. Это был важный шаг государства в управлении тюремным делом на территории всей Российской Империи. Главными задачами новое ведомство ставило разработку законодательной базы исполнения наказаний в виде лишения свободы, систематизацию мест заключения, улучшение условий содержания заключенных. 

На местах в качестве основного руководящего звена в системе управления местами заключения законом от 31.03.1890 г. были учреждены губернские тюремные инспекции. Вводились они не в одно время. Временная должность тюремного инспектора при военном губернаторе в Забайкальской области была учреждена законом от 28.05. 1911 г. Первым тюремным инспектором стал коллежский советник Эрвин Николаевич Фон Кубе (1911 - 1913 гг.), которого сменил статский советник Георгий Иванович Гольшух (1913 - 1917 гг.) Тюремные инспекторы и их помощники служили в составе тюремного отделения, учрежденного в составе губернского правления. 

После падения царского правительства в пенитенциарной системе России прошли крупные изменения: Нерчинская каторга была упразднена. С 13.03.1917 тюремным инспектором назначается Иван Георгиевич Сальстейн. С 21.05.1918 г. исполняющим обязанности Забайкальского областного тюремного инспектора утверждается бывший политкаторжанин, секретарь Читинской городской милиции Николай Яковлевич Тамбовцев, которого 18.09.1918 г. сменил его заместитель Иван Сергеевич Снежков.
С образованием ДВР места заключения в Забайкалье перешли в подчинение Правительства республики под руководство Карательного отдела при Управлении Юстиции Народно-революционного Комитета Восточной Сибири, а позднее самостоятельного тюремно-исправительного отдела, созданного в Министерстве юстиции ДВР, заведовал которым Алексей Савельевич Андреев. 

С первых дней советской власти начала складываться новая система мест лишения свободы: исправительно-трудовые дома, концентрационные лагеря, лагеря принудительных работ, куда заключались не только уголовные преступники, но и противники советской власти. В 30-х гг. сложилась система Главного управления лагерей - ГУЛАГ. Целью создания ГУЛАГа было создание мощной производительной базы для проведения форсированной индустриализации страны. В годы войны и послевоенные годы вплоть до середины 50-х. гг., т.е. до момента его ликвидации на ГУЛАГ возлагались конкретные производственно-хозяйственные задачи. 

В Читинской области в систему ГУЛАГа входили : Борский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), Дарасунское (Вершино-Дарасунское) лагерное отделение (ЛО), Букачачинский ИТЛ, Нерчинский ИТЛ, Нерчинское ЛО, Балейский ИТЛ, Ключевский ИТЛ, Тасеевский ИТЛ, Шерловогорская исправительно-трудовая колония (ИТК). Большинство этих лагерей было создано в послевоенные годы. Здесь находилось большое количество японских военнопленных, отчасти заменивших погибших мужчин на стройках, в шахтах и на лесозаготовках. В эти годы на севере области был добыт первый уран, использованный для создания советского ядерного оружия. 

В 1956 г. была принята новая доктрина исполнения уголовных наказаний. Основная ставка делалась на приобщении осужденных к общественно полезному труду и создание собственных предприятий в колониях. На какое-то время развертыванию этой работы помешала крупномасштабная амнистия 1959 г., в результате которой, например, в Читинской области было закрыто более половины колоний. Были ликвидированы колонии в Борзе, Могоче, Урульге, Казаново и две в г. Чите. Однако уже с 1960 г., количество осужденных к лишению свободы стало стремительно расти, что выдвинуло на первый план задачу их размещения. Сложнейшую работу по открытию новых колоний и их участков взяли на себя заместитель начальника УВД Николай Яковлевич Горшунов и вновь назначенный начальник отдела мест заключения (ОМЗ) Виктор Георгиевич Щеткин, опытный строитель и хозяйственник. 

В.Г. Щеткин возглавлял ОМЗ УВД (затем отдел ИТУ - исправительно-трудовых учреждений) около 12 лет - с ноября 1959 по март 1971 г. Его вклад в организацию всего комплекса режимно-оперативной, производственно-хозяйственной и воспитательной работы с осужденными поистине неоценим. Незаурядный организатор, умелый воспитатель подчиненных, Виктор Георгиевич пользовался огромным авторитетом среди персонала ИТУ, работников правоохранительных органов. В 60-х гг. в Читинской области были открыты исправительные учреждения - Могзонская, Читинская, Орловская, Краснокаменская, Вершино-Дарасунская, Хадабулакская и Оловяннинская колонии, участки в Казаново и Таптугарах. 

12.06.1970 г. был принят широко известный Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением к труду". Труд условно осужденных активно использовался в создании народнохозяйственных предприятий: Читинской ГРЭС с жилым поселком, областные клиническая и детская больницы, автосборочный завод, силикатный завод, очистные сооружения в г. Чите, Орловский ГОК, Кадалинский кирпичный завод, известковый завод в Оловянной, мясокомбинат в Нерчинске, база строительной индустрии и центральные авторемонтные мастерские в Краснокаменске, нижний склад Загаринского леспромхоза в Могзоне, множество других объектов. 

В исправительных учреждениях развивалось собственное производство. В Нерчинской исправительно-трудовой колонии (ИТК) № 1 была построена крупная мебельная фабрика, мебельное производство в Оловяннинской ИТК № 7, где построили завод металлоизделий. Серьезно развивалось швейное производство, особенно в Читинской ИТК № 4. 

К началу 90-х гг. в Читинской области сложилась стабильная система исправительно-трудовых учреждений, включающая 9 ИТК, Нерчинскую воспитательную колонию для несовершеннолетних, 2 лечебно-трудовых профилактория для лечения алкоголиков и следственный изолятор в Чите. В подавляющем большинстве районов области функционировали инспекции горрайорганов внутренних дел, надзирающие за исполнением приговоров в отношении осужденных условно, к исправительным работам, к ссылке и высылке. 

В связи ростом преступности в конце 80-х - 90-х гг. вновь встала задача открытия новых колоний. Близ Читы открылось учреждение ИК № 3, на базе бывшего ЛТП № 2 в Карымском открылась колония ИК № 8. 

В 1993 г. принят закон России "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а в 1997 г. - Уголовно-исполнительный кодекс России (а на его основе - новые Правила распорядка исправительных учреждений и большое число нормативных документов). В 1996 г. в связи с принятием России в Совет Европы, государство приняло на себя определенные обязательства, в числе которых были и задачи реформирования уголовно-исполнительной системы в сторону качественной гуманизации. Была выработана Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы на период до 2005 г. Начался качественно новый этап в развитии пенитенциарной системы. Этап ее коренного реформирования, полного обновления на основе общечеловеческих принципов строгого соблюдения прав осужденных, гуманного обращения с ними, создания дифференцированного подхода к различным категориям преступников. Суть реформирования заключается в том, чтобы были последовательно претворены в жизнь международные правила и стандарты пенитенциарного дела, повышена правовая и социальная защищенность персонала УИС. 

С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" был дан старт изменениям в системе УИС. Впервые в законодательном порядке учреждения и органы, исполняющие наказания в виде лишения свободы, были объединены в единый комплекс и введено новое понятие - "уголовно-исполнительная система". 

Преобразование УИС сдерживалось ее нахождением в составе МВД России, которое отдавало предпочтение выполнению задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Вступление России в 1996 г. в Совет Европы ускорило процесс передачи пенитенциарной системы в министерство юстиции. Россия приняла на себя ряд обязательств, одним из которых является приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами. В 1997 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации". И уже 1.09.1998 г. уголовно-исполнительная система была передана из ведения МВД в Минюст России, что стало очередным этапом в деле реформирования.

Целью коренного реформирования УИС, начавшегося в 90-х гг. прошлого столетия, является принципиально новый подход к исполнению уголовных наказаний, на основе общечеловеческих принципов, строгого соблюдения прав осужденных, гуманного обращения с ними, создания дифференцированного подхода к различным категориям преступников, повышения правовой и социальной защищенности персонала УИС. 

14.10.2010 Правительство РФ утвердило "Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года." Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года. 

Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. 

Трижды за свою историю центральные органы исполнения наказаний передавались из МВД в ведение министерства юстиции: в 1895-1934 гг., с марта 1953-1954 гг., с 1.09.1998 г. - по настоящее время. Центральный аппарат исполнения наказаний неоднократно за свою историю менял название. 

Управление исполнения наказаний (УИН) Министерства юстиции РФ по Читинской области, как самостоятельная структура, было образовано приказом № 18 Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) МВД России от 16.02.1996. 18.01.2005 в связи с административной реформой была учреждена Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН), территориальный орган ФСИН получил наименование - Управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Забайкальскому краю.

Начальниками Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю являлись: генерал-майор внутренней службы Петр Андреевич Филиппов (29.08.1988 - 17.10.2005); генерал-майор внутренней службы Юнус Айнузарович Амаев (17.10.2005 - 26.04.2010). С 26.04.2010 по апрель 2014 года - полковник внутренней службы Владимир Иннокентьевич Никитеев. С 19.09.2014 по август 2017 года - полковник внутренней службы Николай Иванович Сангаджигоряев. С 09.02.2018 по 24.04.2021 - генерал-майор внутренней службы Евгений Витальевич Шихов. С 04.07.2022 по настоящее время - полковник внутренней службы Дмитрий Иванович Обломий. 

В настоящее время в структуру УФСИН России по Забайкальскому краю входят 10 учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы: исправительная колония (ИК) №1 строгого режима (г. Нерчинск); ИК №2 особого режима (пос. Шара-Горохон Карымского р-на); ИК №3 общего режима (г. Чита); лечебно-исправительное учреждение (ЛИУ) №4 (г. Чита) для осужденных, больных туберкулезом; ИК №5 (г. Чита) строгого режима, на базе которого имеется краевая больница для лечения осужденных; ИК №7 строгого режима (пос. Оловянная); ИК №8 строго режима (пос. Карымское); ИК №10 общего режима (г. Краснокаменск); следственный изолятор (СИЗО) №1 (г.Чита); СИЗО №2 (г. Краснокаменск). При колониях №1, 2, 3, 7 и 10 образованы участки колонии-поселения (УКП). Территория дислокации исправительных учреждений очень обширна. Максимальная удаленность от УФСИН - 600 км.

В непосредственном подчинении УФСИН России по Забайкальскому краю находятся Управление по конвоированию (УК) и отдел специального назначения (ОСН). На территории Забайкальского края функционируют 36 уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), осуществляющие контроль за осужденными, мера наказания которых не связана с лишением свободы (обязательные и исправительные работы), а также в отношении которых применены меры уголовно-правового характера (условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и имеющим детей до 14-ти летнего возраста). Для исполнения наказания в виде принудительных работ создан Исправительный центр №1 УФСИН России по Забайкальскому краю в городе Нерчинске с лимитом наполнения 304 места, а также в городе Краснокаменске Изолированный участок, функционирующий как исправительный центр, при ФКУ ИК-10 УФСИН России по Забайкальскому краю с лимитом наполнения 50 мест.

Система среднего профессионального образования и профессионального обучения осуждённых УФСИН России по Забайкальскому краю организована в 4 федеральных казённых профессиональных образовательных учреждениях и 4 структурных подразделениях.

Производственный потенциал подразделений УФСИН России по Забайкальскому краю составляют 8 Центров трудовой адаптации осуждённых и 1 лечебно-производственная мастерская. Ассортимент продукции, выпускаемой предприятиями, – это швейные изделия, форменное обмундирование, спецодежда различного назначения, пиломатериалы, мебель, сувенирная продукция и товары народного потребления.

Осуществляют свою деятельность Совет ветеранов и Общественный совет по проблемам деятельности УФСИН.

Дата последнего обновления: 03.08.2023 03:46

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

Направить сообщение в УФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе

УПРАВЛЕНИЕ МИНЮСТА РФ